Схождение-развал — это технический термин, который используется в автомобильной индустрии и описывает угловые параметры колес автомобиля, такие как углы схождения и развала. Аналогичным образом называется услуга регулировки положения колесных дисков относительно кузова транспортного средства. Давайте узнаем, как делается развал-схождение и когда это требуется.
Что такое схождение?
Это угол наклона передних и задних колесных дисков относительно продольной оси кузова. В зависимости от величины угол может быть:
- Положительным. Направлены внутрь, передние кромки сближены, задние отдалены.
- Отрицательным. Направлены наружу, задние кромки сближены, передние отдалены.
Если все точки краев покрышек находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, принято говорить о нулевом параметре. В этом случае они «лежат» параллельно на одной оси.
Что такое развал?
Это угол наклона передних и задних колес относительно вертикальной плоскости. Как в случае со схождением, значение может быть положительным, отрицательным и нулевым:
- Положительный. Верхние кромки удалены меньше, чем нижние, из-за чего шина при взгляде со стороны завалена по направлению внутрь.
- Отрицательный. Верхние кромки удалены сильнее, нежели нижние, поэтому автошины визуально словно подогнуты под днище. Такой вариант часто встречается на грузовиках, так как при полной загрузке из-за большого веса угол выравнивается до нормального.
Соответственно, при нулевом наблюдается расположение строго параллельно вертикальной оси.
На что это влияет?
Далеко не все водители знают, на что влияет развал-схождение. Его изменение сказывается не только на внешнем виде машины, но и на многочисленных аспектах. В их числе:
- Управляемость транспорта. Правильное значение угла наклона всегда влияет на то, как ТС реагирует на действия водителя и как оно движется по дороге.
- Износ авторезины. Ошибочная конфигурация приводит к неравномерному износу шин. Слишком большой развал вызывает разницу в скорости изнашивания шин с одной стороны. Это сокращает срок эксплуатации покрышек и увеличивает расходы на замену резины.
- Сцепление с дорогой. Углы влияют на то, как шины контактируют с дорожным покрытием. Правильная настройка обеспечивает лучшее сцепление, особенно при поворотах и в сложных дорожных условиях, например, при поездках в дождь или снег.
- Расход топлива. Некорректная величина углов может увеличить сопротивление качению и, следовательно, потребление топлива. Из-за этого растут эксплуатационные затраты на машину.
- Изнашивание ходовой. Неверные настройки вызывают ускоренное истирание элементов шасси, таких как опоры шаровых шарниров и стойки амортизаторов. Это потребует их ранней замены, а также может привести к возникновению поломок во время поездки.
Из-за столь сильного влияния на комфорт, управляемость и безопасность авто, важно своевременно обращаться за процедурой в автосервис. То же самое необходимо сделать, если понадобится ремонт подвески – это задача для профессионалов. Не рекомендуется предпринимать самостоятельные попытки перенастроить ходовую. Даже при наличии инструмента может не хватить опыта, а ошибки, допущенные в ходе работы, могут стать фатальными.
При каких признаках востребована регулировка?
С важностью разобрались, теперь определимся, как понять, что нужно делать развал-схождение. В первую очередь следует обратиться за этой услугой в сервис, если появились такие признаки:
- Неоднородная потертость резины. Если покрышки изнашиваются неравномерно, это может быть проявлением некорректных размеров угловых характеристик.
- Неустойчивость на дороге. Если транспорт становится менее стабильным при движении, особенно при маневрировании или на высоких скоростях, это может быть связано с неправильным положением дисков относительно ТС.
- «Визжание» в поворотах. Слышите неприятные звуки при маневрировании, в том числе на малой скорости? Вероятно, это связано с неправильным сходом-развалом.
- Самопроизвольное поворачивание при движении по трассе. Отпускаете руль, и автомобиль начинает клонить вправо или влево? Пора заняться регулированием. Есть еще один яркий признак – руль неохотно возвращается в центральную точку по завершению маневра.
В этих ситуациях важно незамедлительно обратиться в автосервис за квалифицированной помощью. Если это проигнорировать, могут пострадать не только комфорт, но и безопасность управления.
Когда еще следует настраивать подвеску?
Кроме упомянутых признаков, связанных с неподходящей величиной схождения и развала, есть еще несколько случаев, в которых рекомендуется обратиться в автосервис для регулировки:
- Замена или ремонт элементов шасси. После установки новых шаровых шарниров, тяг, амортизаторов и других важных деталей ходовой системы с большой вероятностью ТС нуждается в восстановлении исходной геометрии.
- Изменение высоты кузова. Если вы устанавливаете пневмоподвеску или гидроподвеску с изменяемой высотой, или изменяете дорожный просвет по другим причинам, может понадобиться перенастройка углов.
- Серьезное столкновение с препятствием. Если попали в аварию, ударились о яму или иной объект, это может повредить геометрию и вызвать смещение ее отдельных элементов. Использовать авто в таком состоянии нельзя – есть риск усугубить проблему.
- Плановая профилактика. Перенастройка может выполняться в рамках планового сервисного обслуживания. Это позволит поддерживать оптимальную геометрию колес и обеспечивать безопасное и эффективное управление.
Как часто надо делать развал-схождение, если нет никаких неисправностей? Для большинства авто рекомендуемая частота обслуживания – один раз в 20-30 тысяч километров пробега. Ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего ТС, чтобы достоверно узнать точную частоту.
В любом случае стоит доверять развал-схождение микроавтобусов и иных видов техники мастерам проверенного сервиса. Попытки сэкономить и обратиться в сомнительный автоцентр могут привести к ошибкам, из-за которых пострадает не только комфорт, но и безопасность эксплуатации авто.