Свеча зажигания – деталь, без которой невозможно запустить современный ДВС на бензине. Большинство автовладельцев не задумываются о том, каково назначение этих комплектующих, на что обращать внимание перед покупкой, как часто покупать и ставить новые. Предлагаем раз и навсегда разобраться в этих вопросах, рассмотреть главные характеристики свечей зажигания, вникнуть в их устройство, принцип работы.
Что это такое и как устроено изнутри?
Речь идет об устройстве, которое формирует искру для поджига смеси топлива (бензина) и воздуха в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Электрическое напряжение в десятки киловольт образуется между центральным и одним либо несколькими боковыми стержнями. Напряжение подается от АКБ на каждом цикле для поддержания работоспособности двигателя.
Конструкция включает в себя корпус, изолятор, два или большее количество электродов, из которых один всегда находится в центре. Есть модели со встроенным резистором. Он выполняет ряд задач: уменьшает интенсивность помех при работе мотора, снижает скорость эрозии, замедляет изнашивание, увеличивает срок эксплуатации. Забегая наперед, отметим, что лучше все же брать запчасти с резистором, нежели без него.
Давайте еще более детально взглянем на то, из каких частей состоит стандартная конструкция:
- Контактный вывод. Находится в верхней части, нужен для подачи высоковольтного тока. На контактный вывод прикручивается или вставляется колпачок. Иногда реализуется два метода сразу – это резьба для накручивания и защелкиваемый фиксатор.
- Центральный стержень. В большинстве бюджетных запчастей он изготавливается из никеля. В верхней части соединяется с контактным выводом. В нижней точке находится искровой зазор с боковыми электродами – тут появляется искра.
- Боковой электрод. Один или несколько «наростов» на корпусе свечного изделия, обычно из никеля. Находятся на определенном расстоянии от центрального стержня (оно называется искровым зазором) и принимают участие в формировании электроискры.
- Изолятор с ребрами. В большинстве случаев изолятор сделан из алюминиево-оксидной и высокотемпературной керамики. Она выдерживает нагрев вплоть до +1000 °C и справляется с напряжением до 60 кВ. Изолирует центральный стержень от всех остальных компонентов.
В конструкции предусмотрены уплотнители. Они предотвращают проникновение горячих газов из камеры сгорания наружу, тем самым исключают риск разрушения системы пуска силовой установки.
Рекомендуемая периодичность замены
Каждый водитель должен знать, как часто менять свечи зажигания, ведь от их остаточного ресурса во многом зависит стабильность работы ДВС. Срок службы во многом зависит от того, с какими материалами мы имеем дело. Например, стандартные модели из никелевого сплава не так долговечны – средний ресурс составляет от 25 до 30 тысяч километров пробега, очень редко выше.
Детали, центральный электрод которых выполнен из материала с добавлением платины либо других драгоценных металлов, служат в среднем от 45 до 60 тысяч километров пробега. Они куда дороже по сравнению с никелевыми, но это компенсируется более редкой необходимостью их замены.
Самыми долговечными считаются модели, изготовленные на основе иридия – редкоземельного металла. Материал довольно дорогой, однако с ним в составе изделие может прослужить до 100 тысяч километров. В некоторых случаях, особенно если бережно эксплуатировать автомобиль, ресурс будет еще выше.
В каких случаях нужно делать замену?
Есть ряд признаков, которые могут указывать на необходимость незамедлительно провести замену:
- увеличенный расход топлива без видимых причин;
- ухудшившаяся динамика разгона и в целом езды;
- около капота чувствуется сильный запах бензина;
- масляный налет и сажевый нагар на электродах;
- ДВС периодически «троит» и работает нестабильно;
- падение мощности при манипулировании педалью газа;
- трещины внизу изолятора, его коричневый цвет.
При появлении одного или нескольких перечисленных признаков не откладывайте обслуживание на потом. Если проигнорируете проблему, она может вылиться в появление более серьезных поломок машины.
3 способа проверить работоспособность
Если вы будете знать, как проверить свечи зажигания, сможете сэкономить на замене еще рабочих деталей. Не всегда проблемы по части запуска и работоспособности мотора напрямую связаны с ними. Вот как минимум 5 проверенных способов, которые помогут оценить работоспособность:
- На искру. Наденьте на свечной контакт черный «крокодил» тестера, затем вставьте в разъем высоковольтного провода второй щуп. Сигнальная лампа включится, если в замкнутой цепи нет обрывов.
- Мультиметр. С помощью мультиметра, настроенного на сопротивление не больше 20 кОм, измерьте сопротивление между контактной гайкой и электродом в центре. В нормальных обстоятельствах оно должно входить в диапазон от 2,5 до 8 кОм.
- Отсоединение проводов. Запустите мотор и прислушайтесь к его звуку. Затем поочередно отключайте высоковольтные кабели, проверяя, с тем же звуком работает ДВС или нет. Деталь, при отключении которой звук не меняется – неисправна.
В идеале нужна компьютерная диагностика автомобиля. Профессионалы исследуют все системы транспортного средства, выяснят причины и сложность неисправностей, после устранят их.
На какие характеристики обратить внимание
Есть несколько признаков, по которым выделяют различные виды свечей зажигания. Например, по калильному числу детали подразделяются на «горячие» и «холодные». Первые хорошо работают в конструкции нижнеклапанных и малофорсированных ДВС. Вторые больше подходят для моторов с воздушной системой охлаждения, а еще для высокофорсированных и двухтактных силовых установок.
Что касается характеристик, при выборе комплектующих обратите внимание на такие параметры:
- Искровой зазор. При выборе руководствуйтесь рекомендациями производителя машины. В идеале – подбирайте комплектующие с аналогичным зазором, как у заводских.
- Размеры резьбы. Большинство современных моделей имеют длину резьбы 12, 19 либо 26,5 мм. 19 мм модели используются в отечественных авто и практически всех иномарках, а вот 26,5 мм встречаются преимущественно в машинах с высокофорсированными силовыми установками.
- Габариты корпуса. Это касается в том числе диаметра головки под ключ – она может иметь сечение 14, 16, 22, 24 мм. Также перед покупкой всегда уточняйте шаг и диаметр резьбы.
На цену смотрите в последнюю очередь. Излишняя экономия на обслуживании может привести к тому, что впоследствии вы потратите куда большие деньги на ремонт двигателя. К тому же дорогие детали из иридиевого сплава или платины гораздо реже нуждаются в замене, и это очень удобно.