Сегодня мы поговорим о совокупности деталей глушителя, соединенных с выпускным коллектором двигателя. На первый взгляд кажется, что устройство выхлопной системы простое – это глушитель и длинная труба. В действительности все несколько сложнее. Предлагаем разобраться в том, из чего состоит выхлоп автомобиля, и с какими проблемами по его части вы можете столкнуться.
Строение выхлопа
В конструкции современных транспортных средств структура удаления продуктов горения состоит из шести основных элементов, которые мы рассмотрим далее.
Приемная труба
Первая часть в схеме выпуска, изготавливаемая в большинстве случаев из стали. Отличается изогнутой геометрией и простирается больше чем на половину длины кузова машины. Ее один конец упирается в выходной коллектор, откуда приходят отработанные газы. Второй конец оканчивается каталитическим нейтрализатором или, если его вдруг в машине нет, банкой-резонатором.
В машинах с мощным ДВС нередко встречаются конструкции с двумя и даже более приемными трубами. Как правило, они устанавливаются симметрично, имеют одинаковые изгибы.
Гофра
Упругая муфта из металла либо керамики. Устанавливается в единственном или сразу нескольких экземплярах до нейтрализатора. Ее задача – гасить вибрации, вызванные быстрыми потоками продуктов горения из силовой установки. Гофра предотвращает резонансные колебания, которые в особенно запущенных случаях могут даже раскачивать кузов и серьезно изнашивать всю структуру.
Если гофра отсутствует либо повреждена, не исключено, что со временем может понадобиться как обслуживание выпускной структуры, так и ремонт двигателя автомобиля, в частности, коллектора.
Катализатор
Устройство для очистки отработанных газов. Изготавливается из металла с огнеупорным покрытием с внутренней стороны. Выполнен из проволочной сетки из нержавеющей стали, которая, в свою очередь, обволакивает керамическую «подушку». Также встречаются металлические варианты с драгметаллами в составе. В качестве последних часто используют платину и палладий.
Надо отметить, что катализатор встречается вкупе с моторами, которые соответствуют стандарту Евро-2 и выше. В старых автомашинах он не устанавливается, но встречается это все реже.
Резонатор
Компонент в виде металлической «банки» цилиндрической формы. В нем проходит первый этап обработки потока продуктов горения. Изготавливается из огнеупорного материала, так как температура выхлопа, выходящего прямиком из мотора, может превышать значение +400 °С.
Глушитель
Внешне тоже похож на банку-резонатор, но выделяется несколько иным внутренним строением. Элемент собран из нескольких перегородок, проходя через которые, газы несколько раз резко меняют направление тока. Благодаря этому снижается уровень шума, с которым двигается газовый поток. Это очень важно, так как работа мотора без заглушения сопровождается очень громкими звуками.
Лямбда-зонд
Датчик, который отслеживает концентрацию кислорода. С его помощью блок управления ДВС корректирует пропорции топлива и воздуха, пока он не достигнет стехиометрического равновесия. Например, для бензина соотношение – 1 к 14,7. В такой пропорции сгорание топливовоздушной смеси наиболее полное – выхлоп не такой вредный.
Прочие комплектующие
Кроме упомянутых компонентов в состав входят соединительные элементы и крепежи. С их помощью отдельные детали, такие, как каталитический нейтрализатор, трубка и остальные, соединяются в единое целое, а также прикрепляются к днищу автомобиля и фиксируются на месте.
Принцип действия
Мы разобрались в том, из чего состоит выхлопная система, но как она работает? Здесь тоже не все так очевидно. Все начинается с выхода отработанных газов через клапан в выпускном коллекторе. Раскаленный поток двигается по приемному трубопроводу до катализатора. Примечательно, что в дизельных двигателях продукты горения на пути наружу раскручивают лопасти турбокомпрессора.
В нейтрализаторе отработка вступает в химическую реакцию с его содержимым. В результате на его стенках оседают вредные примеси. Благодаря этой детали концентрация выбросов в атмосферу не такая высокая, как напрямую из камеры сгорания. В этом элементе установлен лямбда-зонд, связанный с управлением впрыском. В зависимости от данных с датчика изменяется насыщение.
После каталитической реакции газовая смесь поступает в резонатор, который «гасит» скорость движения единого потока и разделяет его на несколько маленьких. Уже после этого они поступают в глушитель, который уменьшает громкость звучания за счет изменения его направления. Наконец, финальный штрих – выпуск очищенных и приглушенных газов в атмосферу.
Основные неисправности
Каждое из упомянутых выше комплектующих подвергается ряду характерных поломок. Их наличие можно определить по явным признакам, которые заметит даже неопытный автовладелец.
Поломки лямбда-зонда
Неисправность выхлопной системы, связанная с лямбда-зондом, обычно связана с использованием некачественного горючего или подмешивания в него моторного масла. Самые вероятные поломки:
- прерывание контакта из-за окисления;
- прогорание керамического наконечника;
- загрязнение наконечника лямбда-зонда.
В большинстве случаев неисправный датчик вынимается, затем на его место устанавливают новый.
Поломки резонатора
Догадаться о некорректном функционировании этого компонента можно по неравномерному выпуску, зачастую прерывистом и с характерным звуком металлического дребезжания. Чаще всего главной причиной этому становится нарушение герметичности устройства. Корпус очень часто контактирует с водой и грязью, например, при проезде машины по лужам. Коррозия медленно, но верно разъедает обшивку, из-за чего часть содержимого выходит в атмосферу в обход глушения.
Признаки прогара гофры
О прогорании гофры говорят такие признаки, как усилившийся звук силовой установки, вибрации по кузову, появление сильной тряски даже во время стоянки с заведенным мотором. Если целостность гофры нарушена, это легко можно определить на вид по провисанию приемной трубки.
Если идет цветной дым
Ни у кого не возникает вопроса о том, почему идет дым из выхлопной трубы, пока он не приобретет нехарактерный оттенок. Например, белый или сизый. Если все нормально, отработка имеет едва заметный цвет и по большей части прозрачна, а вот ее окраска говорит о следующих возможных проблемах:
- скопление конденсата в трубопроводе;
- дефекты прокладки головки блока цилиндров;
- использование низкокачественного топлива;
- попадание масла в цилиндры и его горение;
- низкое насыщение топлива кислородом.
С этими признаками автовладельцы часто заказывают ремонт микроавтобусов, и это правильно. Не стоит заниматься обслуживанием самому, так как есть риск усугубить поломку и повысить цену ТО.
Что касается причин появления неполадок, в их число входят удары при езде, использование этилированного топлива с металлическими примесями, попадание моторного масла в бензин, неправильное функционирование датчиков пропуска зажигания и даже проезд ТС по лужам. Избегайте этих факторов, и ремонт вашего авто понадобится нескоро.