Карданный вал – это неотъемлемая часть трансмиссии полноприводных и заднеприводных машин. Он имеет относительно простую компоновку, но при этом крайне важен для корректной работы авто. Давайте узнаем, зачем нужна эта деталь, как устроена и каковы частые поломки карданного вала.
Что это такое и зачем нужно
Карданный вал представляет собой шарнирный механизм для передачи крутящего момента между двумя осями, расположенными под углом относительно друг друга. В автомобилях это устройство используется в основном для трансфера усилия от коробки переключения передач или от раздатки к задней колесной оси (при переднем расположении двигателя) прямо на редуктор ведущих колес.
Таким образом, без упомянутой детали полноприводный или заднеприводный автомобиль попросту не сможет ехать, либо будет недоступен полный привод. Это повод немедленно заказать ремонт BMW или любой другой марки, пока проблема с трансмиссией не усугубилась еще сильнее.
Шарнирные агрегаты устанавливаются в различных видах транспорта, в числе которого есть:
- легковые авто с полным и задним приводами;
- общественный транспорт, в том числе автобусы;
- грузовики средней и высокой грузоподъемности;
- спецтехника – краны, бульдозеры, погрузчики.
Кроме того, они применяются в сельскохозяйственной технике и не только. Их можно встретить в приводах буровых установок, в морском и авиационном транспорте, в промышленных станках и прочих видах оборудования, где нужна доставка крутящего момента на расстояние.
Как это устроено?
На первый взгляд эта запчасть кажется простым строением, однако это не так. Снаружи можно заметить, что это две металлически трубы, соединенные шарнирами угловых скоростей. Именно в этой части сочленения осуществляется трансфер крутящего момента между соседними трубками.
Кроме шарнирного механизма и непосредственно несущих труб в состав входят вот такие запчасти:
- подвесной подшипник;
- эластичная муфта;
- шлицевое соединение.
Самая крупная часть – это центральный вал, выполненный в виде металлической трубки. В большинстве случаев она пустотелая с толстыми стенами. Это делается для уменьшения ее массы.
Кроме однотрубных вариантов встречаются многотрубные, если речь о технике большой длины. Для перехода усилия от двигателя на редуктор через большое расстояние подходят многовальные сочленения. В них отдельные элементы соединяются друг с другом при помощи фланцевых соединений.
Для крепления к днищу автомобиля могут использоваться промежуточные опоры со встроенным подшипником. В зависимости от длины меняется количество фиксаторов. Чем их больше, тем уязвимее вся система, так как эти крепления часто становятся слабым звеном.
Основные разновидности
В зависимости от принципа работы шарниров угловых скоростей выделяются разные виды карданных валов. Чаще всего в конструкции ТС применяют шарниры неравных скоростей с характерным крестообразным строением. Из-за такого сходства эти детали именуют крестовинами.
Синхронные и асинхронные
Модели с крестовиной относятся к асинхронному типу. Они относительно просты и дешевы, но их строение несовершенно. Из-за того, что ведомая вилка крестовины крутится относительно ведущей неравномерно, возникают вибрации и повышенный уровень шума в процессе движения.
Альтернативный вариант – синхронные механизмы. В них находятся уже шарниры равных угловых скоростей либо ШРУСы по типу тех, что встречаются в приводе передних колес транспорта. Работают без вибрации и лишнего шума, но заметно дороже и сложнее устроены.
Асинхронные варианты встречаются в автомобилях дешевого/среднего ценовых сегментов. Синхронные, ввиду их более высокой цены и сложности обслуживания, монтируются в основном во внедорожниках премиум-класса, а также в технике, где важна равная скорость вращения частей.
Жесткие и полужесткие
Если в конструкции используется эластичная муфта, она именуется полужестким. Ее главное преимущество – надежность. Кроме того, такая компоновка заметно уменьшает нагрузку на трансмиссию транспорта, чем продлевает срок ее эксплуатации, удешевляет эксплуатацию авто.
Жесткий тип не имеет в своем составе эластичные муфты и допускает минимальные по размеру отклонения положения осей во время движения ТС. Ввиду особой специфики такие шарнирные механизмы применяются преимущественно в специальной и сельскохозяйственной технике.
Открытые и закрытые
В большинстве современных легковых автомобилей используется открытый тип. Он пропускается либо прямо под днищем, либо в небольшом углублении или тоннеле внутри кузова. В итоге получается легкая и простая, но при этом уязвимая ко внешней среде компоновка.
В грузовой и специальной технике встречается преимущественно закрытый тип. Его отличие в том, что основная труба пропускается внутри другой полой трубы. Эти механизмы более тяжелые и сложные в плане обслуживания, но отличаются гораздо большей надежностью.
Признаки неисправности
Для диагностики автомобиль загоняется на эстакаду или устанавливается на яму. Долго искать признаки неисправности вам не придется, так как все они достаточно явные:
- звонкий стук, щелчки, вибрации при разгоне и сбросе газа;
- скрип во время движения (в зависимости от угла);
- вибрация – это характерный признак разбалансировки;
- видимые повреждения эластичной муфты или подшипников;
- чрезмерный люфт в местах промежуточного крепления.
На поломку может указывать в том числе наличие пятен масла как на запчастях, так и рядом с ними. При длительной стоянке под днищем могут даже скапливаться масляные лужицы. В этом случае точно не стоит откладывать визит в сервисный центр на другой день, так как утечка гидравлики значительно ускоряет изнашивание металлических деталей и повышает стоимость восстановления.
Основные неисправности
Какой может быть причина поломки карданного вала, разобрались. Теперь же давайте рассмотрим основные неисправности, для которых стоит заказать ремонт Mercedes или иного авто:
- выход из строя эластичной муфты, вилки, крестовины или подшипников;
- смещение механизма с дальнейшим контактом с днищем транспорта;
- естественное изнашивание деталей из-за длительной их эксплуатации;
- засорение грязью, камнями или же другими посторонними предметами;
- деформация деталей, с которыми связана сильная вибрация при движении.
Большинство перечисленных проблем устраняются посредством замены изношенных и сломанных частей на новые комплектующие. В некоторых случаях выполняется балансировка труб так, чтобы они располагались под правильным углом друг относительно друга и не терлись о днище машины.
Даже если вы знаете, как поменять карданный вал, не рекомендуем заниматься этим самому. Есть большой риск усугубить поломку и попасть на дорогое обслуживание техники. Вместо этого лучше доверить ремонт автомобиля опытным мастерам из сервисного центра. Да, в этом случае придется заплатить, но вы 100% получаете ожидаемый результат, да еще и с гарантией.