Если до сих пор покупаете и заливаете моторное масло, которое раньше остальных попалось на глаза или стоит меньше всего – у вас большие проблемы. Предлагаем остановиться и не вредить двигателю автомобиля, а вместо этого вместе с нами узнать, как выбрать моторное масло по всем правилам.
Какую основу брать?
Цена не должна быть определяющим фактором при выборе продукта. Часто владельцы допускают ошибку вновь и вновь, игнорируя действительно важные критерии при выборе смазки. В их числе – основа. Она может быть минеральной, полусинтетической и синтетической.
Минеральные
Изготавливаются из предельных углеводородов, выделяемых в результате глубокой очистки нефти. Отличаются сравнительно низкой ценой, обусловленной простым производством. Свойства сильно зависят от температуры, и это одна из причин, по которым чистая «минералка» редко используется для обслуживания новых моторов. Для этой роли лучше подходят синтетические продукты.
Такие смазки надо менять чаще остальных. Они слишком вязкие, а значит, не очень хорошо подходят для эксплуатации при сильных морозах.
Синтетические
Хороший вариант, если не экономите на обслуживании транспорта и готовы заплатить минимум в 2-2,5 раза больше, чем за аналогичный объем минерального продукта. Дороговизна – это, пожалуй, единственный серьезный недостаток синтетических масел. Плюсов достаточно:
- стабильная вязкость при низких и высоких температурах;
- низкая испаряемость и минимальный расход на угар;
- моющие способности – ДВС дольше остается чистым;
- увеличенный срок службы на фоне остальных соперников;
- антифрикционные качества – мотор меньше изнашивается.
Перечисленные преимущества масел обусловлены использованием присадок, включая моющие, антипенные, антифрикционные, противозадирные.
Полусинтетические
По параметрам полусинтетические смазочные материалы – нечто среднее между минеральными и синтетическими. Они лучше работают при низких и высоких температурах, но не так хорошо, как та же синтетика. Стоят дешевле описанных ранее конкурентов, но все так же подвержены окислению и разложению. Частично эти недостатки масел компенсируются за счет добавления ряда присадок в состав.
Допуски и классы
Кроме основы важно подобрать смазочные материалы по допускам и категориям, таким, как API, ACEA, ILSAC и SAE. С первыми все просто – желательно покупать товары, у которых есть допуск производителя конкретно вашего ТС. Если проигнорируете этот момент, вероятно, совсем скоро вам придется обратиться за ремонтом. Например, в дизель-сервис в Минске. Что касается классификаций, это куда более обширный вопрос, который мы рассмотрим подробнее.
API
Это первая в истории попытка разделить масла по эксплуатационным свойствам. Ее стандартная маркировка включает в себя обозначение и один либо несколько индексов через наклонную черту. Буква, идущая сразу после наименования, указывает на тип агрегата, для которого предназначается продукт:
- S – бензиновый;
- C – дизельный;
- T – двухтактный.
Типы S и C используются в автомобильной технике, а двухтактные активно применяются в составе мотоциклов, гидроциклов, квадроциклов, лодок и прочей маломощной техники.
Вторая буква в маркировке – это эксплуатационные характеристики. Чем дальше эта буква находится от начала английского алфавита, тем параметры масла считаются лучше.
В случае с дробной записью, например, SL/CF, принято считать, что товар можно использовать для обслуживания как бензиновых, так и дизельных силовых установок. Порядок обозначений важен – на главенствующем месте предпочтительное применение. В примере выше имеются ввиду бензиновые ДВС.
За редким исключением каждая новая версия заменяет все предшествующие ей. Значит, более новое допускается заливать в машины, совместимые со старыми вариантами.
ILSAC
ILSAC расширяет список требований в рамках уже описанной выше системы. В актуальной версии она включает 7 классов, пронумерованных цифрами. Начальные три уже устарели – GF-1, GF-2 и GF-3. Далее идут актуальные классы: GF-4, GF-5, GF-6A/B. Цифра говорит об эксплуатационных качествах: чем больше цифра, тем более качественной считается жидкость.
Интересный факт: все виды моторных масел, промаркированные в соответствии с ILSAC, могут использоваться в течение года и отличаются выраженным энергосбережением.
ACEA
ACEA позиционируется как альтернатива API, но на европейском рынке. Обрела популярность на фоне развития серьезных различий между транспортными средствами в Европе и США.
Согласно актуальной классификации ACEA-масла подразделяются на три типа. Это A/B, C и E. Моторные масла A/B подходят для бензиновых и дизельных моторов, имеют 3 класса:
- A3/B3. Узконаправленные смазочные материалы, разработанные для эксплуатации в ДВС высокой мощности, в том числе оснащенных одним или несколькими турбокомпрессорами.
- A3/B4. Вариант более широкого профиля, нежели A3/B3. Покрывает их задачи, но при этом совместим и с дизельными движками, оснащенными непосредственным впрыском.
- A5/B5. Продукция для широкой автомобильной аудитории. Отличаются сниженным расходом на угар, увеличивают топливную экономичность транспорта за счет энергоэффективности.
Группа С согласно ACEA включает пять классов, пронумерованных как C1, C2, C3, С4 и С5. Все они совместимы с ДВС, укомплектованными катализаторами и сажевыми фильтрами. Подходят для новых автомобилей, в которых стоят силовые установки с высоким экологическим классом.
Группа E объединяет моторные масла для специальной, сельскохозяйственной, грузовой, строительной и прочих видов тяжелой техники, укомплектованной дизельными агрегатами.
SAE
SAE учитывает вязкость моторного масла. Это ключевой параметр, так как его значение определяет способность к образованию защитной масляной пленки на трущихся металлических поверхностях. Классификация SAE представлена тремя видами материалов: летние, зимние и всесезонные. Для расшифровки маркировки нужно понять, что значат два обозначения:
- Число вида 5W. Определяет низкотемпературную текучесть – показатель, от которого зависит минимальная температура воздуха, при которой можно запустить технику. Чтобы посчитать ее, нужно отнять из цифры в первой части маркировки 40. В примере выше это 5. Значит ДВС, заправленный такой жидкостью, можно запускать при температуре не ниже -35°С.
- Число вида 40. Определяет высокотемпературную текучесть. Чем больше параметр, тем дольше жидкость сохраняет вязкую консистенцию при нагреве до +100°С и до +150°С.
Если пользуетесь ТС в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается до -20°С и ниже, можете брать моторное масло с любой вязкостью SAE – проблем с холодным пуском не будет.
Для обслуживания агрегатов с остаточным ресурсом менее 50% рекомендуется покупать масло с индексом 5W-40 или выше. Обусловлено это наличием зазоров в изношенном моторе, их размеров достаточно для утечки жидкости. Более вязкая смазка через такие зазоры не проходит. Если ремонт двигателя предстоит не скоро, и он относительно новый, можно брать менее вязкую.
Коротко о том, что взять
Все еще затрудняетесь с вопросом о том, какое моторное масло выбрать? Вот короткий чек-лист:
- Проверьте рекомендованные автопроизводителем допуски в сервисной книжке ТС. Если нет такой возможности, узнайте допуски в интернете или у официального дилера.
- Определитесь с принадлежностью продукта по API, ACEA и ILSAC. Рекомендуемые значения также можно найти в руководстве по эксплуатации или в сервисной книжке автомобиля.
- Подберите рекомендуемую вязкость, отталкиваясь от климатических условий в регионе, пробега, остаточного ресурса мотора и рекомендаций производителя.
- Выберите основу – минеральную, полусинтетическую, синтетическую, и можно покупать.
Главное – не экономить. В перспективе потратите только больше денег, так как дешевую минералку или синтетику нужно менять чаще, чем дорогую. Дополнительно появляется риск выхода из строя цилиндров, коленвала и иных механизмов, подверженных изнашиванию в процессе работы. Все это тоже потребует вложений. Не лучше ли сразу потратиться на обслуживание?
Необязательно держать в голове обозначения классов и помнить, что конкретно они означают. Достаточно узнать, какие конкретно моторные масла подходят для мотора, и взять их.