Соленоид АКПП – это клапан-регулятор, его задача – закрывать и открывать масляной канал. Управляется этот механизм ЭБУ, который посылает электрические импульсы с фиксированной частотой. А еще соленоид контролирует давление масла на связки сцепления, переключает передачи, снимает блокировку гидравлического трансформатора.
Конструкция у соленоида простая: металлический стержень обвит спиралью с постоянным током. Это подвижный механизм, который под влиянием тока движется от конца спирали к началу при помощи пружины. В процессе движения он открывает или перекрывает поток масла. Такая конструкция – удобная, при сбое пружина автоматически перекрывает масло.
Какими бывают соленоиды?
Есть несколько типов соленоидов:
- Электромагнитные клапаны. По сути, это гидравлический клапан с собственным каналом для масла и шариковым клапаном, который закрывает или открывает масляный канал. Такой соленоид легко отсоединяется от гидравлической системы и электропитания – достаточно отсоединить штекер.
- Регуляторы. Эти соленоиды сделаны по принципу вентиля, бывают шариковыми и золотниковыми. В зависимости от типа импульса, который поступает от компьютера, внутреннее сечение соленоида открывается и закрывается частично, то есть, ток подается с перерывами и на определенной частоте.
- Линейные, или пропорциональные. С помощью этих соленоидов можно избежать замены гидроплиты при поломке. Менять придется только один изношенный соленоид, потому что именно в нем находится самый изнашиваемый элемент плиты гидроблока – муфта с отверстиями, по которой движется золотник-плунжер.
- ЕРС или LPC (Line Pressure Control). Это один из первых соленоидов в гидравлической плите, его считают главным. Он распределяет масло по остальным соленоидам и каналам. Но если АКПП четырехступенчатая, то такой механизм изнашивается первым ввиду высоких и постоянных нагрузок.
- ТСС. А этот соленоид выполняет самую «грязную» работу и влияет на гидротрансформаторную муфту, повышая КПД для тех случаев, когда требуется резкий разгон автомобиля. Часто этот механизм самый уязвимый и быстро выходит из строя, потому что через него идет горячее и нефильтрованные масло.
- Shift solenoid, или соленоид-переключатель. Шифтовик – простой механизм. Он отвечает за переключение скоростей. В гидроплите таких соленоидов несколько, их обозначают S1, S2, или А, В, а SL1. Все эти механизмы нужны для того, чтобы совершать переключение вверх и вниз в коробке передач.
Неисправности соленоидов
Чтобы соленоиды прослужили как можно дольше, важно только качество масла, а не бренд или цена. Именно из-за некачественного масла выходят из строя все типы соленоидов. Часто соленоиды забиваются нагаром из пыли, которая образуется от изношенных расходников и узлов. Чтобы этого избежать, нужно промывать соленоиды в растворителях.
А вот еще несколько распространенных поломок этих механизмов:
- Повреждения кабеля и шлейфа ЭБУ. Если эти механизмы сильно изношены или повреждены, то их нужно менять вместе с соленоидами. Меняют их часто, потому что они работают в условиях высоких нагрузок.
- Протечки. Случаются в результате износа плунжера или манифольда. Протечки случаются, если масло слишком горячее и интенсивность напряжения высокая – соленоид быстрее изнашивается, приходится его менять.
- Трещины в корпусе или снижение упругости пружины. Неисправности сопровождаются снижением сопротивления обмотки соленоида. Изнашивается все – втулки, клапан, плунжер, шарик. Причина – крошка от деталей и масло.
Диагностика и ремонт соленоидов: что надо знать?
Даже у самых надежных соленоидов ресурс не выше 400 тыс. км. И если раньше соленоиды были более сложными и долговечными, то теперь эти механизмы стали проще и нежнее. А не смену гидроблокам из чугунной стали пришли аналоги из алюминия. Понятно, что из-за этого соленоиды приходится менять чаще, но не все так плохо:- новые модификации соленоидов позволили уменьшить расход топлива;
- современные соленоиды повышают динамику и комфорт автомобиля;
- с помощью новых соленоидов АКПП работает точно и слаженно.
Конечно, за такие плюсы надо платить – соленоиды быстрее изнашиваются, восстановить их часто невозможно, предусмотрена только замена. Если хочется, чтобы соленоиды служили дольше, то придется постоянно менять масло.
Заметили, что стало тяжелее переключать скорости? Увидели в поддоне стружку? Компьютер подает определенные сигналы? Значит, нужно как можно скорее ехать в автосервис и не закрывать глаза на проблему.
Как определить, какой соленоид «клинит»? Все просто: если в коробке передач четыре соленоида, то первый отвечает за переключение 1-2 передач, второй – за 2-3 передачу, третий – за блок гидротрансформатора, а четвертый – за работу тормозной системы. Если проблема с 2-3 передачей, то менять нужно соответствующий соленоид.
Бывает и так, что во время движения появляются толчки и удары в коробку передач. В таком случае нужно проверять гидроблок, а потом и соленоиды на сопротивление. Рабочий механизм издаст щелчок. Если щелчка нет, то соленоид забился. Прочистить его можно продуванием сжатым воздухом. Если соленоид его не пропускает – деталь надо менять.
Ремонтировать или менять соленоид своими руками можно только в том случае, если деталь разборная – вы сможете поменять обмотку, промыть детали в растворителе или бензине, высушить и собрать. Но сейчас почти все виды соленоидов неразборные, поэтому единственный вариант ремонта – продувка или ультразвук в условиях автосервиса.
Специалисты нашего автосервиса советуют заменить поврежденный или забившийся соленоид. Этот процесс несложный и быстрый, а стоимость такой услуги невысокая. Причем, в СТО вы получите и качественные детали для замены соленоида из нашего собственного магазина запчастей, и подходящее масло, и гарантию на все виды ремонта.
Соленоиды: признаки неисправности
Основная задача соленоидов в акпп – соединение гидравлики и электроники. Они подают масло, отвечают за регулирование его давления. Если имеются сбои, то это становится очевидно при управлении транспортным средством.
Если вовремя определить, что появилась неисправность, то ремонт соленоида обойдется намного дешевле, чем если привести их в полную негодность.
Ресурс даже наиболее надежных соленоидов составляется 400 000 км. Раньше они отличались сложностью и долговечностью, но сегодня стали более простыми. Теперь гидроблоки производят не из чугуна, а из алюминия. Поэтому менять их приходится чаще.
Однако новые соленоиды уменьшают топливный расход, повышают комфорт и динамику машины, акпп работает слаженно и точно. Но изнашиваются эти детали быстро и часто их невозможно восстановить. Для продления срока службы необходимо постоянно осуществлять замену масла.
О том, что сломался соленоид акпп сообщают признаки неисправности:
-
Появляется в переключении передач задержка. Если вдруг стали замечать, что требуется больше времени для этого, то это свидетельствует о том, что неисправен соленоид. Как правило, причиной становится износ трансмиссионной жидкости. В результате загрязняется соленоид, он начинает заедать, оставаясь в положении либо закрытом, либо открытом. В результате затрудняется переключение передач.
-
Также признаком неисправности является то, что при торможении передача не переключается. Причина такая же – загрязнение трансмиссии. Это связано с застреванием в одном положении электромагнитного клапана, из-за чего он перестает быстро реагировать на сигналы о замедлении транспортного средства.
-
Может застревать передача на нейтральной. Пока соленоид не получит сигнал о том, что следует переключиться на первую скорость, требуемое действие не будет выполнено. Соответственно, переключение передач будет нестабильным. Это также происходит из-за загрязненной трансмиссионной жидкости.
-
Но главным признаком того, что автомобилю необходима поездка на СТО, является то, что загорается индикатор проверки двигателя. Если появился такой признак, то трансмиссия может войти в режим бездействия, или в режим повышенной безопасности.
В любом случае, ремонт соленоидов акпп должен проводиться своевременно. Необходимо сразу обращать внимание на малейшие признаки, которые подает вам автомобиль.