Последствия ДТП могут еще долго напоминать о себе, если автомобилист не ориентируется в сроках и порядке выполнения действий при наступлении страхового случая. Причины попадания в аварию не всегда связаны с действиями водителя. Они могут быть следствием внешних факторов: от невнимательности другого участника дорожного движения до нарушения целостности проезжей части. Грамотное понимание сроков ремонта авто, порядка направления на СТО и объема выплат помогут сэкономить нервы и не допустить ошибок.
Оформление аварии
Условие и порядок действия ОСАГО на территории Республики Беларусь регламентируется законом «О страховой деятельности» от 25.08.2006 года с изменениями и дополнениями. Согласно законодательству, оформленный после ДТП Европротокол дает сумму покрытия ущерба не более 800 евро, в то время как при обращении в ГАИ ограничение составит 10 000 евро. Важно помнить, что цена ремонта всегда рассчитывается исходя из рыночной стоимости самого автомобиля. В тех случаях, если указанная выше граница превышена – признается гибель авто. Однако на практике это значит, что сумму сверх указанной автомобилист будет выплачивать из своего кармана. Таким образом, безусловное удобство оформления Европротокола омрачается невозможностью на месте оценить реальный объем ущерба, и возрастающая вероятность впоследствии попасть в ситуацию, где придется самостоятельно доплачивать за работы.
Обращение в страховую компанию
Для регистрации страхового случая, достаточно обратиться в компанию, указанную в полисе одного из участников ДТП. Перед проведением осмотра водители представляют документы (Европротокол или справка из ГАИ). В общем порядке транспортное средство должно быть осмотрено либо в день обращения, либо в пределах не превышающих 4 дней, с учетом необходимости привлечения стороннего оценщика. Если рассматривать аналогичную ситуацию по договору добровольного страхования (КАСКО), этот срок ограничен 5 днями. Далее заявитель получает на руки акт осмотра с перечнем обнаруженных повреждений и списком СТО для дальнейшего обращения. Эта информация носит скорее рекомендательный характер и бремя конечного выбора организации, где будет ремонтироваться авто ложится на его собственника.
Если выбор пал на СТО, не значащееся в списках страховой, то процедура оплаты произведенных работ будет следующая: автовладелец перед получением авто рассчитывается со станцией, а затем обращается к страховщику за возмещением. В обратном случае, в финансовых отношениях между двумя сторонами автолюбитель не участвует, и оплата производится напрямую со счета на счет.
Бывают также случаи, когда страховая настаивает на прямой оплате за причиненный ущерб и приводит ее на банковский счет клиента. В этом случае важно помнить, что расчет нормо-часов и стоимость запчастей берутся из реестров, а не прайсов реальных исполнителей. Соответственно при обращении в СТО для ремонта затраты могут оказаться значительно выше. То же самое касается НДС. При таком раскладе выплата производится без его учета. По договору ОСГО перечисление денежных средств осуществляются в пределах 20-ти рабочих дней с момента обращения. По договору КАСКО – в течение 5, но с момента признания случая страховым.
Ремонт автомобиля на СТО
При поступлении автомобиля после ДТП на СТО проводится детальный осмотр всех имеющихся повреждений (в том числе и скрытых). После оформляется акт осмотра с учетом всех корректировок, например отражением эксплуатационных дефектов, а также с выделением общей стоимости автомобиля и процента имеющегося износа. На детали, влияющие на безопасность транспорта, такие как тормозные узлы, рулевое управление учет амортизации – не распространяется. Все остальные запчасти при полном покрытии страховой в обязательном порядке идут с его учетом. В противном случае есть вероятность, что за стоимость новых деталей придется доплачивать за свой счет. Сроки выполнения ремонтных работ не регламентированы, все зависит от периода поставок деталей и компетентности станции обслуживания.
Возврат финансов
Заказ-наряд оформляется по завершению ремонтных работ и передается автовладельцу одновременно с автомобилем на СТО. В том случае, если заявитель самостоятельно выбрал станцию по ремонту не из списка рекомендованных, он оплачивает указанную в чеке стоимость и проверяет правильность всех заполненных документов. Такая же схема действует в том случае, если человеку нужно срочно получить автомобиль. При наличии дополнительного времени, страхователь отвозит заказ-наряд и сопутствующие документы в страховую компанию. А далее ожидает момента пока СТО не сообщит, что оплата за выполненные работы поступила и можно приехать за машиной.
В общем порядке максимальный срок ожидания в обоих перечисленных случаях не превышает 10 рабочих дней. Для получения доплаты по факту ремонта должны быть полностью произведены все работы, указанные в актах осмотра.
Имеются случаи, когда страховой компанией может быть отказано в возмещении затрат:
-
Стоимость ремонта превысила 10000 евро
-
При расчетах и оформлении не был учтен коэффициент износа
-
Были выявлены эксплуатационные дефекты автомобиля
-
Стоимость ремонта превосходит цену автомобиля
-
Обесценение отдельных элементов
Выполнение ремонта после ДТП – кропотливая работа, в которой важно учитывать все детали. От выбора квалифицированного СТО, способного комплексно произвести ремонт до знания своих прав в отношениях со страховой компанией.