Автомобиль – сложное техническое устройство, требующее тщательного обслуживания. И, к сожалению, не исключающее периодические поломки, вызванные разными факторами и воздействиями. Одним из часто появляющихся «симптомов» выхода из строя того или иного элемента являются вибрации в рулевом колесе. Конечно же, точную причину можно выявить на специализированной СТО в ходе компьютерной диагностики, но самостоятельно в общих чертах определить хотя бы направление поломки – тоже немаловажно.
Определение режима, при котором проявляется вибрация
Первым делом нужно определить, в каком положении транспорта проблема проявляется более ярко. При некоторых поломках вибрации могут быть при нескольких режимах одновременно. Основными вариациями являются:
-
стоянка на холостую;
-
разгон с места;
-
движение на небольшой скорости;
-
движение на скорости больше 90 км/ч;
-
при вхождении в повороты;
-
при торможении (резком или постепенном);
-
при движении через препятствия или по некачественному дорожному покрытию;
-
разгон в движении.
Понаблюдать за состоянием автомобиля можно в течение нескольких часов и отметить пиковые состояния.
Вибрации при стоянке
Причиной появления вибрации руля при стоянке может быть ослабление в креплениях двигателя или их полном/частичном износе. Чаще всего если именно это стало причиной появления неприятных «симптомов», то, скорее всего они не исчезают и при других режимах работы транспорта. Самым простым решением станет подтяжка болтов, но оно не всегда работает. И вполне возможно, что придется менять амортизирующие подушки или и вовсе сгнившие элементы креплений.
Перебои в работе цилиндров двигателя или их неравномерное действие. Такое состояние еще называется троящим двигателем. Причин такого поведения оборудования может быть несколько: от перебоев в подаче топлива до проблем с компрессией. Обычно к вибрациям добавляются еще и снижение динамики при движении, трудности в разгоне.
Низкие холостые обороты могут стать следствием резкого включения печки «на холодную» или любой другой нагрузки. Чаще всего при изменении окружающей температуры проблема сама собой проходит. Но если такое поведение становится регулярным, то искать причины необходимо уже в самом моторе.
Приводной вал, как и любая деталь, подвержен периодическому износу. Он отвечает за перевоплощение крутящего момента в поступательное, передаваемое на руль. Также, помимо проблемы дребезжания, могут возникать периодические заклинивания. При проверке этой причины нелишним будет посмотреть состояние гидроусилителя.
Разгон с места
При наборе скорости самой распространенной проблемой внезапного биения руля или присутствия посторонних вибраций является неправильно проведенная балансировка колес. Если причина этого состояния определена верно, то при наборе большей скорости, можно заметить пропажу и самих симптомов. Обращение в шиномонтаж с последующим грамотным проведением услуги избавит от проблемы. Там же профессионалы проверят диски на предмет налипания грязи или льды и протекторы.
Ослабление крепежа ступицы может образоваться из-за попадания в яму или ошибок, допущенных при выполнении ремонтных работ. Игнорирование проблемы может обернуться серьезными последствиями – при движении колесо может отвалиться или автомобиль потерять контроль.
Еще один износ, наиболее ярко проявляющийся именно при разгоне, относится к рулевой рейке. Это важный механизм любого автомобиля и его замена – недешевое удовольствие, но необходимое. Промедление может вызвать потерю управления в дороге и стать причиной серьезного происшествия.
Проблема с рулевыми наконечниками из-за изношенности, коррозии или потери качества крепления тоже отражаются на рулевом колесе и комфорте вождения. Важно после замены или подтяжки не забывать производить регулировку развала/схождения колес. Диагностику можно провести самостоятельно путем вращения руля с разной скоростью и усилием.
Ступичные подшипники периодически выходят из строя и требуют обязательной замены. Проблемы с маневрированием, ощущение раскачки кузова могут добавиться к дребезжанию при управлении автомобилем.
Движение на небольших скоростях
Повреждение колесных дисков – распространенная причина дискомфорта при управлении автомобилем на малых скоростях. Деформация может вызывать сильное биение руля. Если повреждения небольшие, то проблема решается процедурой прокатки. Некоторые сложности могут возникнуть при работе с коваными или литыми дисками.
Многие автолюбители игнорируют процедуру развал/схождение, а между тем, это вполне может стать проблемой внезапного появления вибраций. Чаще всего при визуальном осмотре сильно запущенные случаи можно легко вычислить. Процедуру устранения дисбаланса лучше доверить СТО, у которой есть специальный стенд. Специалисты рекомендуют проводить манипуляции с выравниванием положения колес не менее 2-х раз в год.
Движение на скорости более 90 км/ч
Дефекты шин чаще всего проявляются при повышении стрелки спидометра. Повреждения корда, визуально проявляющиеся в виде появления грыж или шишек, приводят к дисбалансу и отражается на контакте покрышек с дорожным полотном.
Разница в давлении шин по одной оси достаточно типичная ситуация для тех, кто не часто уделяет внимание своему транспорту. При увеличении скорости может вызывать кроме дребезга еще и сложности с маневрированием и управлением.
Итог
Выявление причин вибраций руля – сложная, но необходимая процедура. Все дело в том, что игнорирование этого, на первый взгляд, малозначительного симптома может вылиться в серьезные поломки, препятствующие дальнейшей эксплуатации автомобиля.